Проза
Проза
Поэзия
Драматургия
Публицистика
Критика
Юмор
Грот Эрота (16+)
Проложек
Нечто иное
Русское зарубежье
Патерик
 

Маша Ульянова

ПОСТСКРИПТУМ К ПОСТМОДЕРНИЗМУ

Размышления о жанре

Постмодернизм часто рассматривают как своеобразный художественный код, свод правил организации текста произведения. Отвергая всякие ограничения, выработанные предшествующей культурной традицией, постмодернизм в качестве основного принципа организации текста имеет "нонселекцию" - принцип, обобщающий различные способы создания эффекта преднамеренного повествовательного хаоса, восприятия мира разорванным, фрагментарным, лишенным смысла, закономерности и упорядоченности.

Негативный пафос постмодернизма направлен против массовой культуры и картины действительности, которую она внушает. Это находит свое воплощение в литературном приеме так называемых "украденных объектов", когда автор помещает в произведения тексты афиш, реклам, лозунгов, почтовых открыток, надписей на стенах и тротуарах. Этот прием наиболее близок к технике коллажа, посредством которого художник протестует против сложившихся стереотипов, придает в новом контексте иной смысл знакомым, тиражированным массовой культурой, высказываниям, открывая читателю, что извлекаемый из них смысл зависит от индивидуального воображения. Еще одна особенность постмодернистского коллажа - фрагментарность предметов, собранных на полотне, плюс неизменность, сохранение своей обособленности каждого из них.

Сущность постмодернизма заключается среди прочего - в пародийном сопоставлении двух или более текстуальных миров. Это свойство получило название "пастиш" ( то есть поппури, смесь, составленная из отрывков других опер ) - фантазия, пародия или автопародия.

Многие художественные произведения, созданные в стилистике постмодернизма, отличаются сознательной установкой на ироническое сопоставление различных литературных стилей, жанровых форм или художественных течений. Это приводит нас к интертекстуальности( термин введен в 1967 году Ю. Кристевой и обозначает взаимодействие различных текстов ( то есть литературы, культуры, общества, и человека как такового - в рамках конкретного произведения, способ, с помощью которого оно вписывается в историю). Мир, пропущенный через призму интертекстуальности, предстает как огромный текст, в котором все когда-то уже было сказано, а нового возможно достичь смещением определенных элементов и получением новых комбинаций.

По мнению Р.Барта, каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в нем на тразличных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и культуры окружающей. Для писателей-постмодернистов весьма характерно цитатное мышление; каждый текст - новая ткань, составленная из старых цитат.

Изображение человека в искусстве постмодернизма нашло свое выражение в деструкции персонажа как психологически и социально детерминированного характера. "Растворение характера в романе" помогло избежать концентрации внимания читателя на одном, главном, герое, - путем последовательного создания панорамного образа.

То есть, постмодернистская мысль пришла к заключению: все, принимаемое за действительность, на самом деле есть не что иное, как представление о ней, зависящее к тому же от точки зрения наблюдателя. Теперь читательское восприятие оказывается связано с постоянно меняющимся рядом ракурсов действительности.

Принцип "нониерархии", лежащий в основе структурообразования всех посмодернистских текстов - это отказ от преднамеренного отбора лингвистических элементов во время написания текста. Конечно, принцип этот ограничивается: степенью литературности произведения, его жанровостью. Нонселекция отражает различные способы создания повествовательного хаоса. Процесс создания произведения часто превращается в применение комбинаторных приемов, дубликации, в перечисление прерывистости и избыточности. Все они направлены на нарушение традиционной связности повествования.

Несмотря на кажущуюся хаотичность, в постмодернистских текстах существует единство эмоционального тона и общего впечатления; характерной частью повествовательной манеры, содержательным центром произведений является образ автора в романе, "маска автора". Иногда она становится единственным реальным героем рядом с остальными персонажами, плоскими и безжизненными. Именно это настраивает и организует реакцию читателя, которому подчас трудно самостоятельно разобраться и понять весь сложный замысел и структуру произведения. Кроме того, образ автора необходим, чтобы наладить "коммуникативную связь с читателем", передавая ему сокровенное знание о бессмысленности и беспорядочности мира, о беспомощности человека.

Литературоведы, занимающиеся исследованием постмодернистских текстов, обращают внимание на то, что многие из них зациклены на современности, политической и рекламной сторонах жизни. Это обманчивая близость связана с проблемой "псевдореализма", когда отрывки реальности в неинтерпретированном виде вводятся в ткань художественного повествования при помощи все того же коллажа.

А в общей ткани произведения они получают интерпретацию в определенной идеологическо - эстетической перспективе. Таким образом, еще один принцип этих произведений - принцип контрастности. На уровне содержания он выступает как противоречивость образа бытия - абсурдного в своем извращении причинно - следственной связи, гротескного в своем восприятии авторской маски, за которой прячется писатель. Читатель при этом постоянно шокируется и "подвергается эмоциональной атаке".

Еще один парадокс постмодернистского романа - необыкновенный интерес к жанрам массовой литературы. Внутренняя хаотичность содержания и внешняя неорганизованность формы постмодернизма вынуждает его приверженцев прибегать к помощи тех видов литературы, жанровое обеспечение которых избыточно. Потому что заданная форма и сюжетная предсказуемость массовой литературы легче поддается пародированию, нежели произведения, относящиеся классике.

 
Голосование по этому произведению окончено
Оставить комментарий

поиск

Маша Ульянова

Родилась 1. 11. 1976. Окончила гуманитарный класс школы N 875. 1993-1998 - медицинский институт. 1998 - по настоящее время - заочное отделение Литературного института им. А.М. Горького. Семинар прозы А.Е. Реке...

 

Публикации в журнале ПРОЛОГ:

КАБИНА. (Проза), 4
ПОСТСКРИПТУМ К ПОСТМОДЕРНИЗМУ. (Публицистика), 2
В ловушке. (Проза), 1
 

Просмотров:

Оценка:


© Москва, Интернет-журнал "ПРОЛОГ" (рег. номер: Эл №77-4925 свидетельство № 022195)
При использовании материалов сервера ссылка на источник обязательна тел. +7 (495) 682-90-85 e-mail: fseip@mail.ru