Проза
Проза
Поэзия
Драматургия
Публицистика
Критика
Юмор
Грот Эрота (16+)
Проложек
Нечто иное
Русское зарубежье
Патерик
 

Татьяна Пересторонина

г.Москва

ПРИЧИНЫ ПОПУЛЯРНОСТИ КНИГ СЕРГЕЯ ЛУКЬЯНЕНКО

Стоит сказать,
что сегодня в России фантастика, особенно современных отечественных авторов пользуется бешеной популярностью. Выбор ее огромен, красочен и разнообразен. Но при этом однозначным лидером в этой среде являются книги, вышедшие из-под пера Сергея Лукьяненко. Лично мне эта тенденция не кажется странной, и вот почему.

Первое, что бросается в глаза, когда мы берем в руки новую книгу, это язык, некий авторский слог. И то, как пишет Сергей Васильевич, очень близко сегодняшним россиянам. О более старшем поколении говорить сложно. Например, мои родители, родившиеся с разницей в один год, учившиеся на одном факультете МГУ, получившие одинаковое образование, которое в литературном плане было, конечно же, много больше чем наше с вами основано на классике, относятся к Лукьяненко диаметрально противоположно. Отец, несколько лет назад подсунувший мне “Стеклянное море”, очень любит фантастику, причем разных авторов. Мама же, сколько я ей не советовала, не может читать эти книги по причине ужасного языка. Нет, у нее нет строго филологического образования, она заканчивала физфак, но в литературе вкусы устоялись давно. А вот я, как некая смесь мамы и папы, с одинаковым удовольствием читаю Ремарка, Толстого, от которых мама без ума, и современную литературу. Просто мне кажется, что язык меняется со временем, как и мы с вами, как и вся жизнь. И я общаюсь с людьми на языке, мало чем отличающемся от Лукьяненковского, потому оно мне близко и не вызывает отчуждения.

Успех автора зависит от успехов его героев. Каковы же эти герои? Ну, в большинстве случаев, это мужчины среднего возраста или молодые люди. За исключением, пожалуй, одной из частей Дневного дозора, где мы “играем” за Алису, и “Танцев на снегу”, “Рыцарей сорока островов”, “Мальчика и Тьмы”, где главные герои - мальчишки. (Я не беру в расчет рассказы, где герои ну очень разноплановые). И все-таки их всех объединяет очень многое. Они часто обычные люди, поставленные судьбой в сложные рамки. И они не могут остаться в стороне, они обязательно вмешиваются в игры “взрослых”, начальников, правителей. Никто из них не принимает судьбу, как она есть, каждый хочет иметь право на выбор. Но при этом выбирая из двух зол, эти персонажи никогда не остановятся на меньшим. Они с упорством, заслуживающим восхищения, будут идти наперекор всему лишь бы добраться до истины, до своей правды и гнуть линию, не смотря ни на что. И логика тут простая – среди вариантов нет такого, который бы тебя устроил? Так найди его и воплоти в жизнь.

Еще мне думается, что “плодовитость” автора тоже играет важную роль. Потому что к полюбившимся книгам и авторам хочется возвращаться вновь и вновь. Особенно к книгам Сергея, ибо обилие миров, героев, проблем и сражений, в скором времени полностью перемешивает всякую информацию в голове. И многие книги можно читать заново, что тоже приятно. Так вот, знание, что у героев может быть жизнь после одной книги очень оптимистично. Ведь неужели мы думаем, что “это действительно “Последний дозор”?”... А вот, к примеру, Роулинг, закончив сагу о Мальчике-волшебнике, до слез расстроила многих его поклонников.

Но все перечисленные факторы мы можем встретить и у других авторов. В чем же дело? Буду не оригинальной, но недалекой от истины, если скажу, что читателю нужен в первую очередь захватывающий сюжет. Особенно молодому и неразборчивому. Такой вывод я делаю из сравнения, например, с Пелевинским “Ампирвом”. Там тоже полно философии, сам роман построен на истории о вампирах, персонажи тоже не лишены изюминки. Но... Большую часть книги мы сидим в квартире, слушаем лекции по гламуру и дискурсу и пробуем на вкус разных человечков. Хотя с другой стороны в “Шлеме ужаса” того же автора вообще нет движения, но это полностью компенсируется оригинальностью жанра, слога, ситуации, которую до самого конце книги и даже после ее прочтения очень сложно однозначно трактовать. Поэтому можно сделать вывод – любыми целями нужно не дать читателю заснуть. Для выполнения этой задачи Сергей прибегает к захватывающему сюжету, к постоянно напряженным сценам и ситуациям, к нестандартным поворотам.

И все же, не смотря на предыдущий пункт, книга из одних погонь и перестрелок вряд ли подошла бы современному читателю. Глубина обязательно должна присутствовать. И важно найти правильный баланс рассуждения и повествования. И Сергей Васильевич его находит. Причем его философия с одной стороны достаточно глубокая, а с другой понятная, ведь не случайно одним из самых читаемых и любимых поклонниками романов стал “Спектр” - более чем философское произведение.

И последним подмеченным мною пунктом успеха станет писательская традиция. Многие со мной не согласятся, но мне Сергей Васильевич видится продолжателем литературных традиций братьев Стругацких. Многие миры и понятия миров Лукьяненко как бы вытекают из книг Стругацких, и это здорово. Планеты, понятия, типажи, полюбившиеся нам у Аркадия и Бориса, обрели новую жизнь уже в книгах Сергея. И это ни в коем случае не плагиат! Это словно продолжение мысли. Что неудивительно, ведь Стругацкие во многих смыслах стали первопроходцами в своем жанре. До них существовала по сути лишь научная фантастика, а их приход сделал жанр куда более разнообразным.

Подводя итог, хочу заметить, что несмотря ни на что, книги Сергея читаются по всей стране и по всему миру в огромных количествах. И дело даже не в том, что одно его имя – уже лучше любой рекламы. Просто это книги нашего современника, а значит о нашей жизни и современных проблемах. Часто в каких-то образах и ситуациях мы угадываем намеки на сегодняшних деятелей или идущие процессы. А ведь всегда интересно узнать, что о твоей стране, о твоем мире, о твоей жизненной позиции думает другой человек, особенно если это интересный, образованный и, имеющий на все свое мнение, писатель. Такой как Сергей Васильевич Лукьяненко.

 
Голосование по этому произведению окончено
Оставить комментарий

поиск

Татьяна Пересторонина

Родилась в 1991 года в Москве. Студентка Государственного Университета Управления....

 

Публикации в журнале ПРОЛОГ:

ПРИЧИНЫ ПОПУЛЯРНОСТИ КНИГ СЕРГЕЯ ЛУКЬЯНЕНКО. (Критика), 75
 

Просмотров:

Оценка:


© Москва, Интернет-журнал "ПРОЛОГ" (рег. номер: Эл №77-4925 свидетельство № 022195)
При использовании материалов сервера ссылка на источник обязательна тел. +7 (495) 682-90-85 e-mail: fseip@mail.ru